Science Index

Социальные сети

 

Власть и государствоВласть и государство

Фуко М. Правительственность (идея государственного интереса и ее генезис)

Вебер М. Типы господства

Анхейм Э. Придворная культура и наука о государстве

Бурдье П. Дух государства: генезис и структура бюрократического поля

Денжуа Ж. Истоки централизации и абсолютной власти в государстве

Кревельд М. Расцвет и упадок государства

Липсет С. Размышления о легитимности

Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора

 

Макс Вебер о власти и государстве

Власть представляет собой вероятность того, что актор будет в состоянии реализовать свою волю в социальном отношении вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем эта вероятность основывается.

Государство есть то человеческое сообщество, которое внутри определенной области – “область” включается в признак! – претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия. Ибо для нашей эпохи характерно, что право на физическое насилие приписывается всем другим союзам или отдельным лицам лишь настолько, насколько государство со своей стороны допускает это насилие: единственным источником “права” на насилие считается государство.

 

Бертран Рассел о власти

Власть можно определить как способность заставлять других действовать согласно нашим желаниям, когда в отсутствие
их они бы действовали иначе. Власть также включает способность не допускать, чтобы другие действовали наперекор нашим
желаниям.

Обладание исключительной властью развивает
любовь к власти, которая является чрезвычайно опасным мотивом, потому что единственный верный способ доказать свою
власть – не позволять другим делать то, что они желают. Важная теория демократии состоит в разделении власти между
всеми людьми, которое позволяет избежать несчастий, вызванных сосредоточением большой власти в одних руках. Но разделение власти через демократию является эффективным только тогда, когда те, кто голосует, испытывают интерес к предмету
голосования.

Конечная цель
тех, кто обладает властью (а мы все в какой-то степени обладаем ею), должна состоять в том, чтобы обеспечить социальную кооперацию, не кооперацию внутри какой-то одной группы против других, но сотрудничество всего человечества. Главное препятствие на пути к этой цели составляют в наше время чувство
недоброжелательности и стремление к превосходству. Эти чувства можно ослабить либо напрямую с помощью религии и морали, либо косвенным образом – путем устранения политических и экономических обстоятельств, вызывающих сегодня эти чувства; речь идет прежде всего о борьбе за власть между государствами и связанной с ней борьбе за процветание между большими национальными индустриями. Оба метода необходимы; они не исключают, но дополняют друг друга.  

 

Конспекты лекций

Политическая власть

Государство

 

Вадим Волков о реалистической теории государства