Science Index

Социальные сети

 

Теории публичной политики и управленияТеории публичной

политики и управления

 

Цель

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов представления о теориях публичной политики и управления.

 

Задачи курса

определить основные теоретические подходы к анализу публичной политики;

раскрыть содержание и алгоритмы формирования публичной политики; 

разобрать теоретические представления о роли органов государственной власти, политических партий, групп интересов и бюрократии в процессах выработки и реализации публичной политики;

проанализировать классические и современные теории публичного управления;

раскрыть теоретические основы реформирования административных систем;

выявить характер и проблематику взаимодействия между сферами публичной политики и  управления;

рассмотреть теорию и методологию оценивания публичной политики и управления.

 

Структура и содержание учебных занятий
Тема 1. Публичная политика и управление в теоретическом измерении

Теоретические основы обоснования публичной политики и управления. Определение публичной политики и публичного управления. Публичная власть и ее экономическое обоснование. Цели публичной политики и управления. Функциональные сферы публичной политики и управления. Публичная политика и управления в контексте взаимодействия социальных интересов. Публичная политика и управления как факторы прогрессивного развития общества.

Научное исследование публичной политики и управления. Выделение публичной политики (public policy) и публичного управления (public administration) в качестве самостоятельных сфер исследований и субдисциплин в рамках политической науки. Наука принятия политических решений (policy science). Проблематика выработки (policy making) и анализа (policy analisis) публичной политики. Наука публичного управления (public administration). Соотношение публичной политики (public policy) и публичного управления (public administration). Актуальные вопросы изучения публичной политики и управления.

Теоретические подходы к анализу публичной политики и управления. Институционализм. Системный анализ. Теория элит. Теория плюрализма. Поведенческий анализ.

 

Тема 2. Теории стратегий публичной политики

Цели и формы реализации публичной политики в теоретическом измерении. Общественные потребности, задачи институтов государственной власти и публичная политика. Публичная политика в историческом измерении. Виды публичной политики. Основные параметры публичной политики. Теории типологии государств, в соответствии с проводимой в них публичной политикой. Публичная политика и определение приоритетов общественного развития.

Теоретические альтернативы публичной политики. Объем и методы извлечения ресурсов. Характер извлечения ресурсов и специфика налоговой системы. Дистрибутивная политика: объем, сферы и формы распределения ресурсов. Регуляторная политика: механизмы и размеры публичного регулирования социального поведения. Сравнительный анализ публичной политики в современных государствах.

Публичная политика: от минималистского государства к государству всеобщего благосостояния. Публичная политика в условиях минималистского государства. Расширение сферы публичной политики в XX веке. Феномен государство всеобщего благосостояния. Кризис государства всеобщего благосостояния. Вопросы преодоления кризиса государства всеобщего благосостояния и современные тенденции публичной политики.

 

Тема 3. Теории принятия политических решений и алгоритмы выработки публичной политики

Теории принятия политических решений. Теория рационального выбора. Критика теории рационального выбора. Теория «ограниченной рациональности» Г. Саймона. «Инкременталистский метод» Ч. Линдблома. Модель «смешанного сканирования» А. Этциони. Концепция Дж. Марча. Модели «организационного процесса» и  «бюрократической политики» Г. Аллисона. Теория «группового мышления» (Groupthink) И. Джейниса. Кибернетическая теория принятия решений Дж. Стайнбрунера. Политические решения как первичный элемент публичной политики.

Теории представительства интересов и формирование публичной политики. Интересы общества и публичная политика. Понятие представительства интересов. Роль и значение представительства интересов в политическом процессе. Основные формы представительства интересов. Системы электорального и функционального представительства. Теоретические аспекты соотношения систем электорального и функционального представительства в процессах выработки публичной политики.

Факторный анализ формирования публичной политики. Принятие решений и условия выработки публичной политики. Субъекты выработки публичной политики.Ресурсные, структурные и социокультурные факторы формирования публичной политики. «Воронка причинности» и процесс выработки публичной политики. Факторный анализ и общая схема формирования публичной политики.

 

Тема 4. Теории агрегации и артикуляции интересов в процессах формирования публичной политики

Теории разделения властных полномочий и формирование публичной политики. Интересы и конституционные процедуры. Конституция и две модели принятия решений (по Ч. Линдблому). Конституционные правила и процесс определения политического курса. Принцип разделения властей и выработки политического курса в различных типах политических режимов. Проблема построения оптимальной модели разделения полномочий публичной власти в обществе.

Теории агрегация интересов. Понятие и механизмы агрегации интересов. Агрегация интересов и формирование публичной политики. Агрегация интересов в разных типах политических систем. Личностная и институциональная агрегация интересов. Патрон-клиентские отношения и группы интересов в процессах агрегации интересов. Партии как основной институт агрегации интересов в современных обществах. Факторы партийной агрегации интересов: социальные расколы и электоральное законодательство. Формирование публичной политики в разных типах партийных систем.

Теории артикуляции интересов. Понятие и формы артикуляции интересов. Артикуляция интересов и выработка публичной политики. Артикуляция интересов в разных типах политических систем. Группы как институт артикуляции интересов. Формы и методы влияния групп интересов на процессы выработки публичной политики. Модели взаимодействия государства и групп интересов в процессах формирования публичной политики. Плюралистическая модель. Корпоративистская модель. Соотношение элементов плюрализма и корпоративизма в процессах взаимодействия органов публичной власти и групп интересов в современных обществах. Новейшие тенденции групповой политики и проблема создания оптимальной модели взаимодействия государства и групп интересов.

 

Тема 5. Теории публичного управления: бюрократическая парадигма

Классические теории публичного управления. Историческое формирование и концептуальное обоснование публичного управления как самостоятельной сферы профессиональной деятельности. Наука государственного управления по В. Вильсону. Политика и управление по Ф. Гуднау. Концепция рациональной бюрократии М. Вебера. Классическая бюрократическая парадигма публичного управления.

Теории организация бюрократического аппарата в публичном управлении. Административная власть и феномен бюрократии.Понятие, характеристики и функции бюрократии. Принципы организации бюрократического аппарата государства. Структурно-функциональный подход к публичного управления. Теории рекрутирования бюрократического аппарата. Теории организационного развития бюрократического аппарата публичного управления.

Основы взаимодействия бюрократии и политики. Теории и модели взаимодействия бюрократии и политики. Бюрократия и политика: принципы взаимоотношений. Опасность социально-политического господства бюрократии и проблема ее политического влияния. Механизмы влияния бюрократии на публичную политику. Модели политико-административных отношений.Модель С. Эйзенштадта. Модель Ф. Риггса. Модель Дж. Эбербаха, Р. Патнэма и Б. Рокмана. Модель К. Сикстона. Модель Б. Петерса.Теория и формы политического управления бюрократией.

 

Тема 6. Экономическая теория бюрократии

Экономическая теория бюрократии В. Нисканена. Экономическая сущность бюрократических организаций. Политико-административные отношения: теория двухсторонней монополии. Полномочия политиков и власть бюрократии. Гипотеза максимизации бюджета и ее переосмысление. Концепция максимизации дискреционного бюджета. Проблема перепроизводства бюрократией публичных услуг. Практические следствия теории В. Нисканена.

Патологии бюрократии в контексте теории общественного выбора. Феномен бюрократизма. Модели «организационного процесса» и  «бюрократической политики» Г. Аллисона. Бюрократия как институциональная группа интересов. Бюрократический корпоративизм. Бюрократический аппарат и коррупция. Коррупция как административная рента. Социальные и институциональные предпосылки коррупции. Коррупция и проблемы социально-экономического развития. Политико-экономические стратегии преодоления коррупции.

 

Тема 7. Теории нового публичного управления

Теории нового публичного менеджмента. Кризис государства «всеобщего благоденствия» и современные административные реформы. Экономическое обоснование деятельности бюрократии и рыночная парадигма современных административных реформ. Базовые принципы нового публичного менеджмента и перспективы повышения эффективности управления публичным сектором. Идеология, принципы и основные направления современных административных реформ.

Приватизация и создание конкурентной среды как механизмы преобразования публичного управления. Приватизация в контексте современных административных реформ. Сущность и условия успешной приватизации публичных функций. Создание конкурентной среды между поставщиками публичных услуг. Феномен квазирынков. Ваучеры как инструменты предоставления публичных услуг. Проблемы и перспективы приватизации и создания конкурентной среды в публичном секторе.

Теории менеджмент качества в публичном управлении. Сущность и общие принципы менеджмента качества. Специфика применения менеджмента качества в публичном управлении. Менеджмент качества и реорганизация функций публичного управления. Менеджмент качества и стандартизация. Проблемы построения электронного правительства в контексте общей теории менеджмента качества.

 

Тема 8. Теоретические основы использования менеджмента в публичных организациях

Менеджмент организации и его применение в публичном секторе. Основы теории организации. Управление организациями в коммерческом и публичном секторе. Особенности публичных организаций. Формулирование и достижение целей в публичных организациях. Руководство и лидерство в публичных организациях. Принятие решений в публичных организациях. Эффективность публичных организаций.

Стратегический менеджмент в публичных организациях. Управление организационным развитием и инновационной деятельностью в публичных организациях. Управление персоналом и мотивация в публичных организациях. Маркетинг услуг публичной организации. Методология и опыт применения менеджмента качества в публичных организациях. Перспективы использования принципов и технологий менеджмента в публичных организациях.

 

Тема 9. Теории оценивания публичной политики и управления: показатели результативности и эффективности

Результативность и эффективность публичной политики и управления. Понятия результативности и эффективности публичной политики и управления. Показатели результативности публичной политики и управления. Соотношение результативности и эффективности публичной политики и управления. Оценивание в контексте проблем результативности и эффективности публичной политики и управления.

Сущность и методология оценивания публичной политики и управления. Понятие оценивания публичной политики и управления. Возникновение и этапы (волны) развития оценивания. Уровни оценивания и четыре понятия результата (input, performance, output, outcome). Системный (многоуровневый) подход к оцениванию публичной политики и управления. Мониторинг публичной политики и управления.

Теории индикаторов оценивания публичной политики и управления. Понятие индикаторов оценивания публичной политики и управления. Критерии отбора и классификация индикаторов. Методика использования индикаторов при оценивании публичной политики и управления. Международные индикаторы результативности и эффективности публичной политики и управления.

 

Примерные вопросы к зачету по дисциплине «Взаимодействие государства и бизнеса»

Понятия государственной (публичной) политики и управления.

Проблема соотношения политики и управления.

Основные методологические подходы к исследованию государственной политики и управления (институциональный подход; бихевиористский подход; системный подход; структурно-функциональный подход).

Государство и производство общественных благ.

Политико-экономическая теория государства М. Олсона.

Сущность, виды и альтернативы государственной политики.

Дистрибутивная политика государства.

Регуляторная политика государства.

Понятие и модели государства всеобщего благосостояния.

Кризис государства всеобщего благоденствия и стратегии его преодоления.

Интересы и общая схема формирования государственной политики.

Факторный анализ формирования государственной политики.

Распределение публичной власти и формирование государственной политики.

Политические партии и группы интересов в процессах выработки государственной политики.

Формирование государственной политики и проблема ее реализации.

Принципы организации и механизмы управления бюрократией.

Модели рекрутирования бюрократического аппарата.

Формы и методы контроля над бюрократией.

Модель взаимодействия «бюрократов» и «политиков» С. Эйзенштадта.

Классические концепции государственного управления (общий обзор).

Наука государственного управления (по В. Вильсону).

Политика и управление (по Ф. Гуднау).

Типы легитимации власти и характер политико-административного управления (по М. Вебера).

Концепция рациональной бюрократии М. Вебера.

Проблема бюрократического господства и концепция плебисцитарной демократии (по М. Вебера).

Теория научного менеджмента Ф. Тейлора.

Классическая бюрократическая модель государственного управления.

Феномен бюрократизма.

Современные теории государственного управления (общий обзор).

Экономическое обоснование бюрократии.

Экономическая теория бюрократии В. Нисканена.

Концепция нового государственного менеджмента.

Приватизация в контексте современных административных реформ.

Ваучерный принцип организации предоставления публичных услуг.

Сетевая теория политики и управления.

Теория общественно-политического правления.

Менеджмент качества в государственном управлении.

Основы оценивания государственной политики и управления.

 
Литература
Основная литература

Алексеров Ф. Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995.

Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. М., 2002.

Государственное управление. СПб., 2001.

Дегтярев А. А.  Принятие политических решений. М., 2004.

Измерение эффективности и оценивание в государственном управлении: международный опыт. М., 2005.

Классики теории государственного управления. Американская школа. М., 2003.

Ле Гранд Д. Другая невидимая рука: предоставление общественных услуг на основе выбора и конкуренции. М., 2001.

Линдблом Ч. Политика и рынки. Политико-экономические системы мира. М., 2005.

Лобанов В. В. Государственное управление и общественная политика: Учебное пособие. СПб., 2004.

Мэннинг Н., Парисон Н.  Реформа государственного управления: международный опыт. М., 2003.

Нисканен В. Пересмотр // Вехи экономической мысли. Экономика благосостояния и общественный выбор. Т. 4. СПб., 2004. С. 537–560.

Оболонский А. В. Бюрократия для XXI века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия. М., 2002.

Олсон М. Демократия, диктатура и развитие // Теория и практика демократии. Избранные тексты. М., 2006. С. 375–382.

Осборн Д., Пластрик П. Управление без бюрократов: Пять стратегий обновления государства. М., 2001.

Павроз А. В. Бюрократия: экономический анализ деятельности и логика современных административных реформ // ПОЛИТЭКС: Политическая экспертиза. 2009. Том 5. № 1. С. 37–55.

Павроз А. В. Приватизация в контексте современных административных реформ // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2010. № 4. С. 23–32.

Павроз А. В. Теория политического плюрализма: сущность, противоречия, альтернативы. СПб., 2009.

Политическая наука: новые направления. М., 1999.

Публичная политика: от теории к практике. СПб., 2008.

Эффективность государственного управления. М., 1998.

 

Дополнительная литература

Административное право зарубежных стран. М., 2003.

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

Бакун Л. А. Группы в политике (К истории развития американских теорий) // Полис. 1999. № 1. С. 162–167.

Бинецкий А. Э. Лоббизм в современном мире. М., 2004.

Битэм Д. Бюрократия // Социологический журнал. 1997. № 4. С. 165–185.

Брудер В. Бюрократия // Полис. 1991. № 5. С. 142–145.

Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 2000.

Вебер М. Избранные произведения. М, 1990.

Вейт-Уилсон Дж. Государство благосостояния: проблема в самом понятии // Pro et Contra. 2001. Т. 6. № 6. С. 128–157.

Вольманн Х. Оценивание в рамках реформы государственного управления: по направлению к третьей волне оценивания? // Оценка политики и новая политическая экономия: инструменты анализа экономических реформ. М., 2006. С. 32–40.

Вопросы демократии. Лоббирование в Америке. 1998. Июнь. Т. 3. № 2.

Гасслер Р. С. Государство благосостояния: теория и практика // Политический журнал. 2004. № 21.

Герземанн О. Ковбойский капитализм: Европейские мифы и американская реальность. М, 2006.

Голосов Г. В. Сравнительная политология. СПб, 2001.

Горовиц Д. Л. Различия демократий // Русский Журнал. Пределы власти. №2-3. 

Государственная политика и управление. Учебник. В 2-х частях. М., 2007.

Государственная служба (комплексный подход). М., 2000.

Государство в меняющемся мире (Отчет о мировом развитии 1997 г.). М., 1997.

Даль Р. А. Полиархия, плюрализм и пространство // Вопросы философии. 1994. № 3. С. 37–48.

Даль Р. Введение в теорию демократии. М., 1992.

Даль Р. О демократии. М., 2000.

Дегтярев А. А. Методологические подходы и концептуальные модели в интерпретации политических решений // Полис. 2003. № 1. С. 159 – 170; № 2. С. 164 – 174; № 3. С. 152–163.

Дегтярев А. А. Проблема определения видов и критериев диагноза в политико-аналитической работе // Оценка политики и новая политическая экономия: инструменты анализа экономических реформ. М., 2006. С. 13–31.

Дегтярев А. А. Процесс принятия и осуществления решений в публично-государственной политике: динамический цикл и его основные фазы // Полис. 2004. № 4. С. 158–168.

Дегтярев А. А. Теория принятия политических решений в структуре социальных и управленческих дисциплин // Полис. 2002. № 2. С. 113–125.

Деобишайр Дж., Деобишайр Я. Политические системы мира: В 2-х т. М., 2004.

Дехуг Р. Бюропатология // Государственное управление. СПб., 2001.

Джанда К. Сравнение политических партий: исследования и теории // Современная сравнительная политология: Хрестоматия. М., 1997. С. 84–143.

Джордан Г. Группы давления, партии и социальные движения: есть ли потребность в новых разграничениях? // МЭиМО. 1997. № 1. С. 82–97.

Дюверже М. Партийная политика и группы давления. Сравнительное введение // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 4. С. 261–271.

Дюверже М. Политические партии. М., 2000.

Жуков В. И. Социальная политика. М., 1999.

Здравомыслов А. Г. Проблема интереса в социологической теории. СПб., 1964.

Золотарева Е. В. Группы интересов в политике // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Cерия: Политология. 1999. № 1. С. 63–75.

Зяблюк Н. Г. Политический плюрализм: контуры американской модели // США – Канада: экономика, политика, культура. 1999. № 5. С. 3–18.

Зяблюк Н. Г. Практика лоббистской деятельности в США. М.,1994.

Институты конституционного права иностранных государств. М., 2002.

Карл Т. Л., Шмиттер Ф. Что есть демократия? // Русский Журнал.

Каслс Ф. Собака, которая не залаяла: экономическое развитие и послевоенное государство благосостояния // Pro et Contra. 2001. Т. 6. № 6. С. 158–186.

Кооиман Я. Общественно-политическое правление // Государственное управление. СПб., 2001. С. 330–333.

Лапаломбаре Дж. Роль бюрократии в осуществлении демократии // Лекции по политологии. Т. 1. Талин, 1991.

Лебедева Л. Ф. США: государство и социальное обеспечение. Механизм регулирования. М., 2000.

Лейпхарт А. Конституционные альтернативы для новых демократий // Полис. 1995. № 2. С. 135–146.

Линц Х. Достоинства парламентаризма // Русский Журнал. Пределы власти. № 2–3. 

Линц Х. Опасности президентства // Русский Журнал. Пределы власти. № 2–3.

Лисовский А. В., Павлов А. Ю. Государственное управление и внешняя политика (# 1 – 5) // Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики. СПб., 2001. С. 120–130.

Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. М. 1993.

Макарин А. В. Бюрократия в системе политической власти. СПб., 2000.

Масловский М. В. Политическая социология бюрократии. М., 1997.

Масловский М. В. Теория бюрократии Макса Вебера и современная политическая социология. Н.-Новгород, 1997.

Мацонашвили Т. Проблемы перестройки социального государства в Западной Европе // Pro et Contra. 2001. Т. 6. № 6. С. 105–127.

Мизес Л. Бюрократия. Челябинск, 2006.

Мизес Л. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории. Челябинск, 2005.

Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет. М., 2003.

Мониторинг и оценка. Некоторые инструменты, методы и подходы. Вашингтон, 2004.

Морозова Е. Г. Экономическая теория бюрократии // Политический рынок и политический маркетинг концепции, модели, технологии. М., 1998. С. 41–56.

Нисканен В. Особая экономика бюрократии // Вехи экономической мысли. Экономика благосостояния и общественный выбор. Т. 4. СПб., 2004. С. 477–493.

Нисканен В.Бюрократы и политики // Вехи экономической мысли. Экономика благосостояния и общественный выбор. Т. 4. СПб., 2004. С. 495–536.

Нойштадт Р. Президентская власть и нынешние президенты. М., 1997.

Олсон М. Бюрократия // Экономическая теория / Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена. М., 2004. С. 33–42.

Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. М., 1995.

Павроз А. В. Группы интересов и лоббизм в политике: Учебное пособие. СПб., 2006.

Павроз А. В. Государство всеобщего благосостояния: сущность политики и фундаментальные противоречия // Политика и общество. 2011. № 11. С. 21–29.

Перегудов С. П. Новейшие тенденции в изучении отношений гражданского общества и государства // Полис. 1998. № 1. С. 137–148.

Перегудов С. П. Организованные интересы и государство: смена парадигм // Полис. 1994. № 2. С. 76–87.

Политическая наука. Политические партии и партийные системы в современном мире. М., 2006. № 1.

Политическая наука. Социально-политические размежевания и консолидация партийных систем. М., 2004. № 4.

Поппер К. Демократия // Век ХХ и мир, 1994. № 1–2.

Пригожин А. И. Организационные управленческие патологии // Общественные науки и современность. 1998. № 3. С. 16–23.

Разделение властей. М., 2004.

Рэйни Дж. Анализ и управление в государственных организациях. М., 2002.

Риггс Ф. Сравнительная оценка президентской формы правления // Сравнительная социология: Избранные переводы. М. 1995.

Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. М., 2003.

Руководство по мониторингу проектов, программ и политик. Бишкек, 2002.

Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.

Селезнев Л. И. Политические системы современности: сравнительный анализ. СПб., 1995.

Симонов К. В. Политический анализ. М., 2002.

Скиннер К. The State // Понятие государства в четырех языках: Сборник статей / Под ред. О. Хархордина. СПб., 2002. С. 12–74.

Смирнов С. Н., Сидорина Т. Ю. Социальная политика. М., 2004.

Соловьев А. И. Принятие государственных решений. М., 2006.

Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора. М., 1997.

Туронок С. Г. Политический анализ: Курс лекций. М., 2005.

Фридман М. Капитализм и свобода. М., 2006.

Хайек Ф. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либе­ральных принципов справедливости и политики. М., 2006.

Цыганков В. Современные политические режимы. М., 1995.

Шишко П. М. Политико-социологические основания концепции бюрократии. СПб, 1999.

Шмачкова Т. В. Мир политических партий // Полис. 1992. № 1–2. С. 226–233.

Шмиттер Ф. Неокорпоратизм // Полис. 1997. № 2. С. 14–22.

Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений. М., 1997.

Экономическая теория / Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена. М., 2004.

Эндрейн Ч. Сравнительный анализ политических систем. М., 2001.

Эффективное принятие решений. М., 2006.

Anderson J. Public Policymaking. Boston: Cengage, 2009.

Barusch A. Foundations of Social Policy: Social Justice in Human Perspective. Belmont: Brooks/Cole, 2009.

Bentley A. The Process of Government: A Study of Social Pressures. Cambridge: Belknap Press, 1967.

Birkland T. An Introduction to the Policy Process: Theories, Concepts, And Models Of Public Policy Making. Armonk: M.E. Sharpe, 2005.

Considine M. Making Public Policy: Institutions, Actors, Strategies. Cambridge: Polity Press, 2005.

Dye T. Understanding Public Policy. Upper Saddle River: Prentice Hall, 2009.

Gerston L. Public Policy Making: Process and Principles. Armonk: M. E. Sharpe, 2010.

Gupta D.Analyzing Public Policy: Concepts, Tools, and Techniques. Washington: CQ Press, 2001.

Handbook of Party Politics. Ed. by R. Katz, W. Crotty. London: SAGE, 2006.

Heidenheimer A., Hugh H., Adams C. Comparative Public Policy. New York: St. Martin's, 1990.

Held D. The Models of Democracy. Cambridge: Polity Press, 2006.

Henry N. Public Administration and Public Affairs. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 2009.

Jimenez J. Social Policy and Social Change: Toward the Creation of Social and Economic Justice. Thousand Oaks: Sage, 2010.

Moe T. The Positive Theory of Public Bureaucracy // Perspectives on Public Choice: А Handbook. Ed. by D. Mueller, New York: Cambridge University Press, 1997. P. 455–480.

Mueller D. Public choice III. New York: Cambridge University Press, 2008.

Niskanen W. Bureaucracy and Public Economics. Brookfield, 1996.

Peters G. Politics of Bureaucracy: An Introduction to Comparative Public Administration. New York: Routledge, 2009.

Public Administration: The State of the Discipline. Ed. by N. Lynn, A. Wildawsky. Chatham: Chatham House Publishers, 1990.

Public Policy Theories, Models, and Concepts: An Anthology. Ed by D. McCool. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1995.

Shugart M., Carey J. Presidents and Assemblies: Constitutional Design and Electoral Dynamics. Cambridge, 1992.

Simon H. Administrative Behavior: A Study of Decision-Making Processes in Administrative Organizations. New York: Free Press, 1997.

Simon С. Public Policy. New York: Prentice Hall Longman, 2009.

Stillman R. Public Administration: Concepts and Cases. Belmont: Wadsworth Publishing, 2009.

The Comparative History of Public Policy. Ed. by F. Castles, Cambridge: Polity Press, 2002.

The Oxford Handbook of Public Policy. Ed. by M. Moran, M. Rein, R. Goodin. New York: Oxford University Press, 2006.

Truman D. The Governmental Process. Political Interests and Public Opinion. New York: Knopf, 1951.

Weber M. Economy and Society. Berkeley, 1978.