Science Index

Социальные сети

 

Государство всеобщего благосостоянияГосударство

всеобщего

благосостояния

Конспект лекции

 

 

 
Генезис

Концепция государства всеобщего благосостояния (welfare state) возникла на рубеже XIX и XX веков в виде комплекса идей о том, что правительства должны обеспечивать высокий уровень жизни для всех своих граждан и брать на себя ответственность за предоставления им определенного объема социальных услуг.

 

Причины появления государства всеобщего благоденствия: процессы индустриализации и урбанизации.

Разрушение традиционных социальных общностей (вызванное процессами индустриализации и урбанизации) потребовало от государства взять на себя значительную часть социальных функции, которые ранее выполняли данные общности (помощь нетрудоспособных, обеспечение престарелых и пр.).

 

Революционные и экономические потрясения начала XX века (1917–1930-е гг.) сделали подобные представления доминирующей парадигмой социально-экономического развития ведущих капиталистических стран (вплоть до конца 70-х годов XX века).

  

Сущность политики всеобщего благосостояния

Альфред Мюллер-Армак понимал под политикой всеобщего благосостояния создание смешенного «социального рыночного хозяйства», сочетающего в себе «свободу рынка» и «социальное выравнивание».

 

Аса Бриггс выделял три черты государства благосостояния:

1) создание гарантий минимального дохода на декоммодифицированной основе;

2) защита от риска непредвиденной потери доходов;

3) декоммодифицированные права на максимально возможный уровень жизни для всех.

 

Механизмы становления государства благосостояния.

рост социальных программ – на образование, здравоохранение, выплату пособий по безработице, болезни, нетрудоспособности и пр.

усиления социально ориентированной регуляторной активности правительства – борьба с безработицей, регулирование условий и оплаты труда, субсидирование убыточных, но «социально значимых» секторов экономики и пр.

  

Переход от минималистского государства, занятого исключительно поддержанием законности и обеспечением внутренней и внешней безопасности, к модели максималистского государства – государства всеобщего благоденствия – которое, помимо исполнения своих обычных функций, вмешивается в экономику и активно перераспределяет социальные блага.

Увеличение государственных расходов и налогов.

 

Модели государство всеобщего благосостояния 

Геста Эспинг-Андерсен выделил три типа «капитализма всеобщего благосостояния». 

Неолиберальный тип отличается низким уровнем декоммодификации, высоким уровнем расслоения с точки зрения неравенства доходов и государственным вмешательством, для которого более типично регулирование рынка, чем предоставление прямого социального обеспечения. В неолиберальной модели социальная помощь в рамках определенных минимальных социальных потребностей оказывается бедным и малообеспеченным слоям населения, не способным самостоятельно добыть средства существования.

Социал-демократический тип характеризуется высоким уровнем декоммодификации, низкой степенью расслоения и прямым государственным обеспечением, регулированием и финансированием программ помощи малоимущим слоям общества. Социально-демократический принцип первоначально основанный на концентрации общественных фондов поддержки профсоюзных и иных демократических общественных организаций, позднее распространился на всех граждан государства, имеющих права на равные льготы, независимо от степени нужды и трудового вклада.

Франко-германский (корпоративистский) тип отличается высоким уровнем декоммодификации, довольно сильным расслоением общества по доходам и социальному статусу, вмешательство государства осуществляется в форме прямого предоставления финансового обеспечения и регулирования рынков. Консервативный принцип этатистской и корпоративной социальной помощи подразумевает отдельные социальные программы для различных профессиональных и статусных групп в зависимости от трудового вклада.

Декоммодификация означает замещение рыночного обмена бюрократическим распределением.

 

Типы государства благосостояния по Г. Эспинг-Андерсену.

 

Неолиберальный

(англо-американский)

 

Консервативно-корпоративистский

(франко-германский)

Социально-демократический (скандинавский)

Уровень декоммодификации

низкий

высокий

высокий

Стратификация общества

сильная

сильная

слабая

Вмешательство государства осуществляется в форме

регулирование рынков

прямого предоставления финансового обеспечения и   регулирования рынков

прямого предоставления финансового обеспечения

  

Кризис государства всеобщего благосостояния.

Политика всеобщего благосостояния принесла определенные результаты, в виде сокращения бедности, большего социального равенства, улучшения работы публичных систем образования, здравоохранения, социального обеспечения. Однако указанная политика породила и целый ряд трудно разрешимых проблем.

  

Расширение дистрибутивной политики требует постоянного увеличения налогов (что негативно влияет на экономическое развитие).

 

Тенденция к увеличению налогов усугубляется демографическими тенденциями, характерными для развитых стран: в перспективе все большее налоговое бремя будет ложиться на все меньшее количество работоспособных граждан.

Государство всеобщего благоденствия функционирует как финансовая пирамида.

 

Политика государства всеобщего благоденствия демотивирует граждан к труду (высокие налоги и щедрые пособия).

 

Стратегии преодоление кризиса государства всеобщего благосостояния.

Неоконсервативный подход (сокращение расходов).

Административные реформы.

 

Литература

Павроз А. В. Государство всеобщего благосостояния: сущность политики и фундаментальные противоречия // Политика и общество. 2011. № 11. С. 21–29.