Science Index

Социальные сети

 

Политическая социализацияПолитическая

социализация

Конспект лекции

 

Определение

Политическая социализация – это процесс усвоения политической культуры.

 

Содержание политической социализации

Габриель Алмонд писал:

В каждый конкретный момент политическое «я» индивида пред­ставляет собой комбинацию ряда различных мнений и установок. На наиболее глубинном уровне расположены общие идентификации и убеждения, такие, как национальное самосознание, представления о своей этнической и классовой принадлежности, религиозные и идео­логические приверженности и фундаментальное восприятие прав и обязанностей в обществе. Расхождения между этническими и религиоз­ными группами часто воспринимаются столь остро именно потому, что они основаны на глубинном самовосприятии. На промежуточном уров­не находятся менее эмоционально насыщенные установки индивидов по отношению к политической жизни и правительственным институ­там. Наконец, существуют более непосредственные суждения по теку­щим событиям, политическим курсам, проблемам и персоналиям. Ус­тановки всех этих трех уровней могут меняться, но те, которые относят­ся к первой категории, обычно раньше всего приобретаются, чаще других закрепляются и, как правило, бывают наиболее устойчивыми.

 

Политическая социализация представляет собой двуеди­ный процесс (1) перехода требований политической системы во внутреннюю структуру индивида и (2) реализации им предписанных ролей в осущест­влении электорального выбора, взаимодействия с властями, учас­тия в политических партиях и пр.

  

Прямая и косвенная политическая социализация

Социализация является пря­мой, когда она подразумевает непосредственную передачу информа­ции, ценностей или мнений о политике (уроки гражданского обуче­ния).

Политическая социализация имеет косвенный характер, когда формирование политических взглядов происходит не­преднамеренно, под влиянием собственного опыта.

 

Модели политической социализации (по P. Мерельману)

Первая – системная – характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, тради­ционным институтам. Важнейшими агентурами социализации являются школа и семья, а также окружение личности, ее свер­стники.

Вторая модель, обозначаемая как гегемонистская, фор­мирует молодежь, враждебно настроенную против любой соци­альной и политической системы, кроме "своей". Ведущими аген­турами в этой модели являются средства массовой информации.

В третьей модели, названной плюралистической, целями социализации являются формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участия в их реализа­ции, высокого уровня гражданской активности. В результате граждане становятся привержены определенным политическим группам и могут их свободно менять в зависимости от резуль­татов политики и степени реализации своих интересов. Аген­турами являются школа, родители, средства массовой инфор­мации, партии и группы интересов.

Четвертая модель – конфликтная – сводится к формиро­ванию лояльности к определенной группе и готовности под­держать ее в борьбе против других групп. Агентурами социа­лизации являются органы пропаганды и агитации, представ­ляющие интересы группы.

Первая модель социализации в большей степени харак­терна для англо-американской культуры. Вторая – для стран незападной цивилизации. Третья модель присуща континентально-европейской культуре. И, наконец, последняя модель относится к закрытым (авторитарным) политическим системам.

 

Этапы социализации

Социализация продолжается на протяжении всей жиз­ни индивида.

Первичная и вторичная социализация.

 

Агенты политической социализации

Агенты политической социализации – это институтов и организаций, влияющие на политические установки.

Семья.

Школа.

Религиозные институты.

Группы равных.

Социальный класс и пол.

Средства массовой информации.

Группы интересов.

Правительственные структуры.

 

Литература

Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Политическая культура и политическая социализация // Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. М., 2002. С. 156–186.

Шестопал Е. Б. Политическая психология. М., 2012.