Типы
избирательных
систем
Конспект лекции
Плюральная система, или система простого большинства (plurality)
Для победы достаточно получить больше голосов, чем любой другой из кандидатов.
Принцип: «побеждает первый» («first past the post»).
Приверженцы подобной модели утверждают, что она способствует возникновению стабильных двухпартийных систем, почти всегда позволяющих одной из партий контролировать абсолютное большинство мест в парламенте.
Преимущества: высокий уровень подотчетности, способствует эффективному государственному управлению (двухпартийная система).
Недостатки: низкий уровень представительности.
Мажоритарная, или система абсолютного большинства (majority)
Побеждает кандидат, набирающий больше 50% голосов.
В случае, если не один кандидат не набрал более 50% голосов проводится второй тур выборов, либо победитель выявляется с помощью ординального бюллетеня.
Пропорциональная избирательная система
Фундаментальный принцип пропорциональной системы прост – распределение мест в соответствии с долями голосов, полученными на выборах.
Может применяться только в многомандатных округах.
Как правило, избирателю предоставляется выбор не между индивидуальными кандидатами, а между списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями.
Поэтому наиболее широко применяемую модификацию пропорциональной системы называют «списочной системой».
Преимущества: высокий уровень представительности.
Недостатки: низкий уровень подотчетности, затрудняет процессы государственного управления (коалиционность правительства).
Списочная пропорциональная система с закрытыми списками
Избиратель голосует исключительно за партию, а не за отдельных кандидатов. В преддверии выборов партия выдвигает список своих кандидатов, расположенных в порядке убывающей важности. Выиграв какое-то число мест (по квоте или согласно какой-то иной процедуре), партия передает их кандидатам, находящимся в начале списка.
Списочная пропорциональная система с открытыми списками
Позволяет не только голосовать за определенную партию, но и выражать предпочтение кому-то из выдвинутых ею кандидатов.
В Бельгии, например, избиратель имеет возможность ставить крестик напротив фамилий кандидатов, которых он хотел бы видеть в стенах парламента. В Италии имена таких кандидатов требуется вписать в бюллетень.
Но каковы бы ни были детали фиксации предпочтений избирателей, существуют определенные правила, позволяющие уточнять позиции кандидатов в партийных списках с учетом количества выраженных им индивидуальных предпочтений.
Вариант системы: «квазисписочная пропорциональная система»
При подобной системе возможность голосовать за отдельных кандидатов превращается в необходимость. Все голоса, поданные за кандидатов той или иной партии, суммируются, как будто они были поданы за партийные списки. Затем происходит распределение мест между партиями, но в соответствии с количествами голосов, полученными каждым из кандидатов. Партийные лидеры, таким образом, лишаются возможности составлять списки кандидатов, а избиратели получают большую свободу выбора; представительство становится более «личным», чем при традиционной списочной пропорциональной системе.
Применяется: Финляндия (до 1973 г.), Чили.
Списочная пропорциональная система «панашаж» (panachage) (по-французски означает «мешанина»)
Она предполагает голосование по партийным спискам. В то же время, избиратели получают возможность дополнительно высказаться по поводу определенного числа баллотирующихся в округе кандидатов независимо от их партийной принадлежности, «смешивая» кандидатов от одной партии с кандидатами от других.
В двух странах, где на практике применяется панашаж – в Швейцарии и Люксембурге — избирателям дополнительно предоставлено право «накапливать» предпочтения, т.е. отдавать наиболее предпочтительным кандидатам сразу по нескольку голосов, тем самым ранжируя кандидатов по степени предпочтения.
Смешенные избирательные системы
Избирательные системы, которые сочетают в себе черты систем большинства и пропорциональных систем.
Смешанная связанная система
Первая из них была изобретена в послевоенной Германии, где она применяется в неизменном виде с 1957 г.
Смешанная связанная система предоставляет каждому избирателю два голоса. Один из них используется в одномандатном округе, где итоги выборов подводятся по той или иной системе большинства, а другой — в многомандатном округе по пропорциональной системе. Победители в одномандатных округах составляют одну часть парламента, вторая же часть заполняется по итогам голосования за партийные списки, причем делается это так, что каждая партия «добирает» места до процентной доли, положенной ей по итогам выборов по пропорциональной системе. Таким образом, пропорциональная часть выборов играет компенсаторную роль, подобную той, которую выполняет многоуровневое распределение в чисто пропорциональных системах: она сглаживает диспропорциональность результатов, порождаемую системой большинства. В результате, однако, именно голосование по партийным спискам определяет уровни парламентского представительства партий. Логически возможные отступления от принципа пропорциональности в рамках смешанной связанной системы немногочисленны: если в парламент попадают независимые одномандатники, и если какая-то партия провела в парламент больше одномандатников, чем ей «положено» по итогам пропорциональных выборов. Германская избирательная система допускает обе возможности, в результате чего численный состав Бундестага не является постоянным: к базовому числу депутатов могут добавляться независимые и «избыточные» партийные представители. Фактически, однако, это происходит очень редко.
Смешанная несвязанная система (ее иногда называют, параллельная)
Внешне очень похожа на предыдущую. Она тоже предоставляет избирателю два голоса, один из которых подается в одномандатном округе, а другой — за партийный список. Кардинальное различие состоит в том, что пропорциональная часть системы не сглаживает диспропорциональность результатов, порождаемую принципом большинства. Итоги выборов по двум частям подводятся совершенно независимо друг от друга. Поэтому смешанная несвязанная система обеспечивает пропорциональность результатов выборов лишь постольку, поскольку часть депутатов избирается по пропорциональной системе.
Литература
Голосов Г. В. Избирательные системы // Голосов Г. В. Сравнительная политология. СПб, 2001. С. 186–222. Таагепера Р., Шугарт М. С. Описание избирательных систем // Современная сравнительная политология: Хрестоматия. М., 1997. С. 144–197.