Теоретические структуры
М. Доган, Д. Пеласси
Операциональные понятия необходимы. Но для компаративиста, который должен не только всесторонне проанализировать реальность и проникнуть в ее глубинную сущность, но и логически структурировать полученные данные — операциональных понятий недостаточно. Именно путем создания понятийных логических структур компаративисты смогут получить совокупные знания. В своей классической работе «Структура научной революции» Т. Кун осветил роль парадигм в развитии естественных наук, другие авторы — социальных.
Компаративисты проявляют интерес к огромному разнообразию теоретических построений. Если одни модели могут быть испытаны на практике, другие — остаются в высшей степени абстрактными парадигмами, которые заимствуют свои теоретические компоненты из кибернетики, биологии или теоретической механики. Некоторые теории порождены конкретной реальностью и не претендуют на универсальность, тогда как другие, более всеобъемлющие, стремятся иногда затеряться в заоблачных высотах.
Д. Лапаломбара обратил внимание компаративистов на все более «ширящееся расхождение» между теориями, носящими слишком общий характер, чтобы их можно было когда-либо проверить на практике, и эмпирическими исследованиями без теоретической ориентации. Сравнительной политологии, утверждал он, недостает теоретической базы на среднем уровне абстракции, что позволило бы трансформировать накопленные открытия в полезные и доступные проверке знания. Используя идеи Р. К. Мертона, Лапаломбара призывал возвратиться к большему эмпиризму и сегментации исследований. «Именно в тот самый момент развития сравнительных исследований, — заявил он, — когда методологические средства позволяют проводить тщательную сравнительную проверку гипотез, расхождение между ними и общей теорией увеличивается, и связь между гипотезами и макротеорией является либо чрезвычайно неопределенной, либо настолько сомнительной в своем логическом толковании, что невозможно доказать ложность самой теории». Если концептуальная схема не поддается проверке, как можно ее усовершенствовать или перестроить? Если разрыв между теорией и социальной реальностью слишком велик, не рискуем ли мы заниматься бесплодными интеллектуальными построениями?
Следовало бы учесть критические замечания Лапаломбары. Многое можно сказать по поводу роста числа различных претенциозных теоретических построений, в то время как в столь многих областях наши знания остаются невероятно бедными. «Я считаю показательным, например, что политологи не склонны делать широкие обобщения как относительно американской политической системы (единственной, в отношении которой мы располагаем наибольшим объемом информации), так и по поводу разнообразных обществ в Африке, Азии и Латинской Америке, недостаточность наших исторических и современных знаний о которых является, по-видимому, наиболее поразительным фактом».
Однако было бы опасно превратить теоретические построения в средство заполнения пробелов в наших эмпирических знаниях. Уже давно в своей работе «Процесс управления» Д. Трумэн отстаивал необходимость построения концептуальной структуры, которая помогла бы всесторонне и глубоко изучать весь поток собранной информации; однако впоследствии эти теоретические построения сами имели тенденцию множиться и настолько усложняться, что новое поколение исследователей отвергло эти громоздкие конструкции. Они предпочли тщательные исследования широким обобщениям, полевые исследования — теории, проверку — прогнозированию. Они обратили свой взор к странам исламского мира или черной Африке, стремясь к всестороннему осмыслению особенностей каждой отдельной страны, позволяющему избежать опасности неправомерных обобщений. Пострадает ли компаративистское направление от этого? Напротив, ему, вероятно, будут приданы новые силы в результате тщательного пересмотра понятий и построения теорий, вновь обратившихся к своим первоосновам.
Нельзя отрицать и полезный вклад холистических теорий. Они, несомненно, помогли сравнительной политологии справиться с огромными проблемами, вызванными появлением на мировой арене с конца 50-х годов стольких новых независимых государств. Можно было бы, очевидно, усомниться в полезности включения в один и тот же сравнительный анализ таких стран, как Индонезия и Великобритания, Индия и бывший СССР. Но когда компаративист намеревается обратиться к такому неоднородному полю исследований, когда он заявляет о своем намерении провести сравнительный анализ американской и китайской политических систем, ему, естественно, приходится использовать понятия, степень абстракции которых соотносится с огромными различиями, существующими между странами в реальности. Чем в большей степени сравниваемые страны отличаются друг от друга и чем более резкими являются эти различия, тем более велика степень теоретического абстрагирования.
Существует неуловимая связь между сравнительными исследованиями и теориями. Установить общую матрицу анализа — это, значит, определить способы сравнения, разместить в рамках одной и той же схемы все многообразие государственных политических систем. Именно поэтому все великие парадигмы, каков был ни был их характер, всегда привлекали внимание компаративистов: будь то диалектические схемы Гегеля или Маркса, механистическая модель Истона, кибернетическая парадигма Дейча, псевдобиологическая (Алмонда) или психологическая (Парсонса) модели. Теоретические построения необходимы, поскольку лишь совокупность гипотез, предложенная исследователем, придает смысл фактам, событиям и цифрам.
Порядок разумен и он предписывается тем более строго, чем более возрастает объем неупорядоченных данных. Необходимость их систематизации растет пропорционально накоплению информации, и проблема здесь состоит в том, чтобы преодолеть ее неуправляемое растекание. Разве мы не наблюдаем сегодня, как сводится в единые «системы» огромное разнообразие знаков и символов, а многие отдельные исследовательские работы в «теории»? К сожалению, этот процесс таит в себе опасность. Теория упорядочивает, но в то же время и направляет. Если познание оказывает влияние на теорию, то справедливо и обратное. «Для того, чтобы объект мог стать доступным анализу, недостаточно познать его», отметил лауреат Нобелевской премии Ф. Жакоб. «Необходимо также, чтобы теория была готова найти ему соответствующее место. При взаимодействии между теорией и опытом именно первая начинает диалог». Необходимо отметить, что теория может также оказаться источником пристрастных представлений и ошибочных толкований, Так, например, приверженцы теории развития (developmentalists), которые в 60-е годы убеждали правительство США щедро субсидировать Латинскую Америку, чтобы выпестовать «истинных» демократов, жаждущих следе тать американской модели гражданского общества, находились во власти ложной теории.
М. Вебер представлял себя в качестве «антиметафизика». «Этим самым, — как подчеркивал Ж. Фрёйнд, — он намеревался продемонстрировать свою неприязнь к пространным абстрактным обобщениям, которые претендуют на систематическое объяснение мира, жизни или общественного устройства на основе какого-либо единственного элемента или понятия. Вебер был противником тех ученых, занимающихся философией истории, которые подобно Гегелю, Марксу или О. Конту пытались дать полное и цельное объяснение реальности».
Ни один социолог и ни один политолог, занимающийся сравнительными исследованиями, не может в какой-то момент не стать теоретиком; но оба они должны избегать опасности стать пленниками «грандиозных толкований», слишком всеобъемлющих, чтобы не вызывать сомнений. Часто бывает сильным искушение изобрести теоретическую конструкцию, которая бы оказалась способной, подобно великолепной головоломке, вместить в себя все открытия и данные, собранные по частям. К тому же, развитие и применение статистических методов, ставшее исключительно простым благодаря компьютерам, сделало еще более неотложной необходимость построения четких логических схем, Совершенствование этих теоретических и концептуальных инструментов должно стать предметом особого рассмотрения, если мы хотим, чтобы прогресс в сборе данных не завершился грандиозной неудачей. «Одна из самых больших трудностей кумулятивного исследования, — пишет А. Гроссер, — состоит именно в том, чтобы определить тот уровень обобщения, который бы позволил избежать построения бесплодных теорий, с одной стороны, и бесполезного накопления данных — с другой».
Неспособность конструктивно объединить в единое целое весь накопленный материал может быть вызвана слишком большой инертностью объяснительных схем. Большинство блестящих моделей становятся беспомощными, инк только предпринимается попытка выйти за пределы статистического описания с целью осмысления процесса развития. Весьма показательно, например, что структуралисты считали трудным совершить переход от «синхронии» к «диахронии», хотя К. Леви-Стросс признавал важность этой исторической размерности. Несомненно так же и то, что «энистомологические основы» каждой исторической эпохи, рассмотренные М. Фуко в его работе «Слова и вещи» (Michel Foucault «Les choses et les mots»), достаточно плохо связаны между собой во времени. Сопоставление теоретических схем с учетом изменения социальной реальности очень часто и резко выявляет пределы их возможностей.
Критические выступления по поводу «чрезмерно статистических» характеристик многих теоретических построений, функциональных или системных, в каком-то смысле парадоксальны, поскольку большинство активных поборников этих парадигм небезразличны к проблемам изменения и развития. К. Дейч резюмировал это следующим образом: «В целом в сфере равновесной теории не происходит ни роста, ни развития; нет внезапных изменений и невозможно эффективно предсказать последствия "трений" (между различными частями системы. — Прим. перев.) с течением времени».
В действительности, теоретики «политической системы» обычно уже включают понятие изменений в эту концепцию. Но взгляд в будущее приводит их к необходимости представить политический организм естественно стремящимся восстановить свое равновесие вне всяких границ. Это замечание столь же справедливо как для чрезвычайно негибкой схемы Д. Истона, так и для теорий Т. Парсонса, чей интерес к процессу изменений бесспорен, и кто столь активно пытался найти оси, вокруг которых будут совершать свой кругооборот различные государства. Тем, кто пытался открыто строить эволюционные теории, с трудом удавалось избегать ловушек детерминизма. Маркс и Шумпетер ранее, Ростоу и Олсон — позднее, одинаково оказались перед необходимость изучения факторов, которые были ими определены как невоспроизводимые.
Кибернетический подход позволил К. Дейчу предложить модель, специально предназначенную для представления движения как единого целого для объяснения реакции на информацию, поступающую извне, для внутреннего согласования и преобразования. Достаточно любопытно, что эта смелая схема, может быть слишком абстрактная, не приобрела сегодня широкую аудиторию среди компаративистов. Ее применение осталось ограниченным областью международных отношений.
Мы не могли бы сделать подобной оговорки в отношении функционализма, в том виде, в каком он был представлен Г. Алмондом и другими на основе идей, выдвинутых Мертоном, Парсонсом и Истоном. Определить функции всеобщего характера (универсальные), которые могли бы быть восприняты любой социальной или политической системой, это значит обеспечить исследователя средствами, позволяющими проводить важные глобальные сравнения. И в самом деле, такой подход способствовал заметному развитию сравнительных исследований между передовыми и развивающимися странами. Функционализм для компаративиста, несомненно, является наиболее полезным тем, чти освобождает сравнительный анализ от его формалистических оков.