Сравнение
как средство выработки
социологических правил
М. Доган, Д. Пеласси
Политические явления не могут быть объектом исследования экспериментальной науки. Социальные теории иногда проверить удается. Переход от микро- к макроанализу всегда таит в себе опасность, а большинство наиболее значимых политических акторов (actors) не относятся к числу тех, кем можно манипулировать в социальном эксперименте. Во всяком случае, нельзя проверить то, каким образом политическая система упорядочивается, подвергаясь противоречивым воздействиям, или то, каким образом создаются социальные группы или зреют конфликты. Первые социальные ученые быстро поняли, как можно преодолеть эти трудности, используя метод сравнений. Значение сравнительного метода осознавали Дж.С.Милль, О. Конт и Э. Дюркгейм, рассматривая его в качестве наилучшей замены экспериментального метода в социальных науках.
На самом деле, нельзя согласиться с утверждением о противоположности сравнения и эксперимента, поскольку сравнительный подход всегда присутствует и в эксперименте. Именно систематическое сравнение результатов многократных экспериментов и составляет сущность экспериментального метода. Различие состоит в том, что проводящие эксперимент химик или бактериолог обладают возможностью воспроизвести в замкнутых условиях явление, которое они хотели бы изучить. Они могут обеспечить такие условия, которые предупреждают влияние изменений внешней среды, поддерживая постоянными те ее переменные, которые не представляют для них интереса. Они могут просто исключить их из сферы своих исследовании. Такой характер действий определенно невозможен в человеческом окружении. Социологи и политологи могут изучать лишь такие явления, которые не созданы ими самими.
Иначе говоря, в тех сферах, где эксперимент не может быть применен, сравнение является синонимом не только научного подхода, имеющего целью выявить все сходства и различия между двумя или более ситуациями; оно является также единственным средством получения информации, достаточной для обеспечения большей адекватности научного подхода. В данном случае сравнение служит и средством описания, и способом выражения мысли. В самом деле, невозможно узнать, оказывают ли различные применяемые в избирательной практике приемы воздействие на партийные системы, не рассмотрев достаточно широкий спектр конкретных примеров. Аналогичным образом, необходимо изучение различных социальных контекстов для анализа, например, процессов социализации, модернизации или партийной расстановки сил.
«У нас существует единственное средство показать, что одно явление является причиной другого — а именно сравнить те ситуации, где они оба одновременно присутствуют или отсутствуют». Так писал Э. Дюркгейм в своей работе «Принципы социологического метода», подчеркивая различие между экспериментом и сравнением. «Когда какое-либо явление может быть искусственно создано самим исследователем, используемый им метод — есть эксперимент в его непосредственном значении. Когда же производство фактов нам недоступно, когда они спонтанно возникают, используемый нами метод исследования представляет собой косвенное экспериментирование или сравнительный метод».
Сравнение является универсальным методом исследования в социальных науках, заслуживающим внимания не только тех, кто занимается исследованием различных государств. Даже если мы собираемся изучить специфику участия в выборах в какой-либо одной стране, мы действуем методом сравнения поведения мужчин и женщин, молодежи и людей зрелого возраста, городских и сельских жителей и т. д. Для такого рода исследований сравнение опыта различных стран лишь обеспечивает дополнительную подтверждающую информацию. Мы смогли бы, например, лучше понять поведение французских рабочих, если бы нашли сходные черты в некоторых соседних странах. Нам легче определить тенденции экономического развития Великобритании, если проанализировать все, что одновременно произошло в Германии или Франции. Неудивительно поэтому, что исторический метод исследования часто объединяется с сравнительным.
Все теории представляют собой синтез результатов анализа. Но лучшие из них черпают свои идеи из разностороннего и разнонаправленного анализа. Природа тоталитарного правления или же процесс военного вмешательства в, политику становятся понятнее, если исследование охватывает ряд различных примеров в широком разнообразии контекстов. Для социального ученого сравнение остается главным средством приблизиться к пониманию причин наблюдаемых явлений, т. е. к выработке социологических правил.
Естественно, сравнение различных стран еще не гарантирует валидности полученных выводов. Применение методов «различия» или «сопутствующих изменений», предложенных Миллем, имеет свои границы. Никогда контекст сравниваемых ситуаций не может оказаться достаточно похожим, чтобы исключить, например, влияние окружающих условии. Никогда исследователю не удается обоснованно исключить из полученных Им выводов те контекстуальные переменные, которые он не может сохранять неизменными. Совершенно правомерно высказывание Сартори по этому поводу: цель, к которой исследователь социальных процессов должен стремиться, состоит не в том, чтобы исказить или упростить реальность, а в том, чтобы в наибольшей степени приблизиться к ней.
Занимаясь поиском причинной связи между исследуемыми явлениями, аналитик-компаративист сталкивается с дополнительным препятствием: относительно ограниченным числом конкретных примеров, которыми он может оперировать. В мире существует более 160 независимых государств, но мы не можем, совершенно очевидно, рассчитывать на достаточно представительную выборку среди них, чтобы изучать такие явления, как харизматическое лидерство, упадок парламентаризма или же политическая роль высших гражданских чиновников. Имеет ли смысл сравнивать Того с территорией в 56 тыс. км2 с бывшим Советским Союзом; пустынную Ливию с перенаселенной Японией; бедный Габон с более чем в сто раз богатой Швейцарией; молодые государства Чад или Бангладеш с насчитывающим более чем двухтысячелетнюю историю Китаем? Имеет ли смысл ставить вопрос, считает ли себя крестьянин провинции Золил в Мексике политически грамотным, если он едва ли осознает себя мексиканцем? На каком уровне генерализации мы должны находиться, чтобы провести убедительное сравнение бюрократии Бирмы и Германии или же процессов артикуляции в Англии и на Фиджи? Сколь абстрактными ни казались бы эти вопросы, они вполне уместны. Это особенно очевидно при проведении количественных исследований. Несомненно, что для ряда исследуемых проблем различия по таким показателям, как размеры, возраст, способ организации, не имеют большого значения; в то же время в ряде других вопросов различия, например, в размерах делают невозможным изучение многих государств мира в качестве сравнимых единиц.
В большинстве случаев основная проблема, с которой приходится сталкиваться компаративисту, состоит в том, чтобы увеличить число относящихся к исследуемому предмету конкретных случаев, ситуаций для того, чтобы максимально повысить уровень статистической достоверности анализа, существует несколько возможных подходов. Ряд предложений по этому поводу внес А. Липгарт. Первый подход состоит в увеличении числа исследуемых ситуаций за счет исторических примеров. Так, например, можно было бы изучать процесс бюрократизации, включив в сравнительный анализ исторический опыт империй древних времен, или же изучать процесс урбанизации ретроспективно, обращаясь к историческому прошлому Европы. Сравнение процессов формирования государств в современной Африке и средневековой Европе было предпринято на основе «поразительного параллелизма» этих двух ситуаций.
Однако такой подход имеет два серьезных ограничения:
1) прежде всего, это фрагментарный характер имеющейся информации, даже относящейся к недавнему прошлому;
2) некоторые искажения, вносимые историей, а также фундаментальные различия, которые часто существуют между одинаково квалифицируемыми явлениями. Несомненно, полезно изучать современные процессы развития грамотности в странах Азии и Африки, их формы и последствия в свете того, как это происходило в Европе в течение предыдущих столетий. Но было бы ошибкой не учитывать существенные различия между процессом распространения грамотности путем различных печатных изданий в эпоху Бисмарка и этим же процессом в эру господства аудио-, видеотехники. Урок истории состоит в том, что предостерегает от слишком поспешных сравнений. Надеяться на экономическое чудо в результате экспортирования капитализма в страны третьего мира, забывая при этом об этапах экономического развития в Европе, — это означало бы создавать для них модель развития, построенную на песке. Как можем мы оставить без внимания те огромные возможности, которые были предоставлены западным странам, начиная с XIX столетия, колонизацией и присвоением ресурсов этих колонизованных регионов? Асинхронное сравнение может дать ошибочное представление о перспективах развития.
Другим подходом, позволяющим увеличить число имеющихся для сравнения случаев, является идентификация областей исследования в каждой стране. Они могут быть определены либо в соответствии с относительно постоянными социологическими характеристиками, либо же в соответствии с изменяющимися для данного случая (ad hoc) критериями. Так, исследователь, занимающийся сравнительным анализом государственной политики, может, например, по своему усмотрению выбрать различающиеся между собой муниципалитеты, районы или даже штаты в государствах с федеративным устройством для того, чтобы оценить значение идеологических ориентации как определяющего фактора политики. Следуя этому принципу, Х.Линц представил восемь вариантов Испании, Э. Алардт — четыре Финляндии, а С. Роккан — столько же Норвегии. Принято различать три различных Бельгии, четыре Италии, пять или шесть Франций. Тому, кто изучает всю Западную Европу, удалось бы насчитать до сорока характеризующих ее признаков, в то же время понимая, что такое их количество может иметь смысл только при исследовании проблем, в достаточной степени далеких от государственной политики. Дополнительным преимуществом такого подхода является то, что внутренняя однородность каждой из восьми Испании или четырех Италии будет, несомненно, более высокой, нежели Испании или Италии, рассматриваемых в целом.
Другая стратегия сводится к выработке рабочих понятий, достаточно гибких, чтобы охватить слабо различающиеся между собой ситуации. В результате мы можем применить эту стратегию при сравнении многих однопартийных систем с многопартийными, не обращая внимания на различия, существующие между формами многопартийности; мы можем также в общих чертах сравнивать виды свободной рыночной экономики с различными формами плановой экономики, федеративные государства с унитарными и т. д. Тем самым число случаев, входящих в каждую категорию, неизбежно возрастает. Но статистические преимущества мы рискуем получить за счет снижения четкости используемых понятий.
Еще одна достаточно пропагандируемая и широко используемая стратегия заключается в применении методов сравнения лишь к тем странам, где существующие аналогии закреплены их историческим прошлым или географическим положением. Эта стратегия (известная под названием «региональные исследования» — «area study») естественным образом обеспечивает контроль над теми переменными контекста, которые исследователь хотел бы сохранить неизменными для того, чтобы лучше проанализировать колебания других. Например, мы сможем лучше понять влияние методов избирательной практики на политическое поведение или структуру партий, если проведем сравнение в культурно или структурно однородном окружении. Д. В. Рей применил именно эту стратегию при изучении политической роли различных методов проведения избирательной кампании. Рассматривая проблему, сформулированную М. Дюверже, Рей расширил сферу анализа, включив в нее двадцать плюралистических демократий, которые можно было бы считать относительно похожими. Его выводы, в значительной мере подтверждающие выводы Дюверже, убедительно показывают влияние мажоритарной системы голосования и пропорционального представительства. Л..Додд в свою очередь проверил в контексте современных парламентских систем общую гипотезу, выдвинутую У. Райкером, и указал на такие ситуации, где принцип «минимальной величины» (minimum size principle) не подтверждался. Додд предложил объяснение таких «нетипичных» парламентских ситуаций, сравнив их с парламентскими системами, «характеризуемыми высокой, выраженной априори, готовностью договариваться в сочетании с низкой осведомленностью». Здесь мы вновь убеждаемся, насколько кропотливые исследования могут способствовать повышению уровня нашего понимания причинных связей и закономерностей, Так, проводя лонгитюдное сравнительное изучение повышения уровня благосостояния в Европе и Соединенных Штатах, оказалось возможным показать все недостатки распространенных гипотез, согласно которым у левых правительств всегда ярко выражена тенденция к увеличению социальных расходов. «Другой типичный пример — образование центристских и правоцентристских коалиций — свидетельствует о том, что сама динамика образования коалиционных правительств указывает на возможность преодоления левых и правых разногласий».
На рассмотрении какого числа объектов должен строиться анализ, чтобы обеспечить точность проверки теоретических положений? Очевидно, не существует какого-то абсолютно идеального числа. Но когда глобальные закономерности выводятся на основе сравнения только двух или трех стран, тогда полученные выводы могут быть подвергнуты сомнению. В таких случаях даже лучшие ученые формулируют только гипотезы, которые затем потребуют дальнейшей проверки в других странах. Так, например, невозможно определить условия, необходимые для обеспечения устойчивости демократии, анализируя ситуацию в Норвегии в свете опыта Англии и Германии. X. Экштейн показал это в своей работе. Только тогда, когда высказанные первоначально положения подтверждаются или развиваются последующими исследованиями, гипотезы выкристаллизовываются в правила.
Одним из методов достижения максимальной точности результатов сравнения является четкое ограничение сферы, на которой будет сосредоточен анализ. Такая «сегментация» политической системы обычно предшествует выбору подлежащих сравнению стран. Это дает исследователю возможность «забыть» в какой-то степени те контекстуальные переменные, которые делают сравнение таким трудным. Сосредотачивая свое внимание исключительно на аппарате государственных чиновников, профсоюзах, избирательных правах женщин, исследователь тем самым намеренно уменьшает значение контекстуальных различий между странами, общественными или политическими системами. Ученые стремятся выбрать наиболее устойчивые и инвариантные факторы из огромного числа различных форм и явлений. Поэтому они в большей степени уделяют внимание сходству, нежели различиям. Не в самых ли обыденных, постоянных и всеобщих явлениях Ньютон и другие ученые открыли величайшие научные принципы? «То же самое можно было сказать и о политических явлениях» — утверждает Лапаломбара. «Устойчивые политические структуры служат свидетельством не только показательного постоянства человеческого поведения или организаций; они представляют собой также чрезвычайно важный фон, который позволяет лучше объяснить как мгновенные изменения, так и латентные процессы, стимулирующие постепенные изменения». Сравнение помогает отделить случайное от неизбежного, редкое от обычного. Накопление знания — это такой процесс, который развивается от отдельного специфического к общему, затем в обратном направлении — от общего к отдельному и сопровождается появлением новых гипотез и постепенным совершенствованием понятий.
Только при рассмотрении многих объектов исследования мы можем определить их место, порядок и установить их иерархию. Только путем сравнения мы можем упорядочить реальность соответственно концептуальным ориентирам. Но сравнение также дает возможность выводить закономерности и, хотя порой и медленно, широкие обобщения. Мы могли бы даже утверждать, что по самой своей сути сравнение предполагает поиск универсальных явлений. Этот поиск в большинстве случаев является трудным процессом создания временных звеньев, связующих кажущиеся столь несовместимыми миры. Л. Дюмон предлагал рассматривать старомодный эволюционизм как одну из тех достойных внимания конструкций, которая призвана объединить «дао и «тех», «цивилизованных» и «варваров» в один человеческий род. Он высоко оценивал компаративистский подход в исследованиях антропологов и социологов. «Если я не ошибаюсь, все подлинно научные категории рождаются из несоответствия наших собственных категорий категориям других, из столкновения между теорией, возникшей «в собственном доме», и данными, собранными вокруг него. В результате в каждом понятии содержится частица всеобщей значимости, па основе которой антрополог переходит от одной организации общества к другой»12. Мы называем теорией определенную организацию понятий, цель которой — объяснить все многообразие реальности в универсальных терминах.
«Не существует науки, если нет обобщения» — гласит одна из аристотелевых максим. Но какой уровень обобщения нам следовало бы принять? История социологии говорит о законах, выявленных путем более или менее ярко выраженных сравнений. Политологи часто пытались раскрыть взаимосвязь между социальной и политической сферами, а также установить связи между непосредственно политическими переменными. В древние времена Ксенофонт пытался выяснить внутреннюю логику тирании. Англосаксонские теоретики нарождавшегося парламентаризма впоследствии нашли объяснение равновесия в системе, действующей по принципу взаимозависимости и взаимоограничения законодательной, исполнительной и судебной властей. Р. Мичелз в более эмпирической манере исследовал внутреннюю организацию партий с целью сформулировать свой «железный закон олигархии». К. Маркс в свою очередь открыл мощные базисные детерминанты всех проявлений власти.
Анализ поведенческих реакций также способствовал появлению целого ряда гипотез от самых общих до более специфических. Так, М. Вебер исследовал связь между протестантской этикой и динамикой социальной системы. Другие социологи пытались понять детерминанты социальной мобильности: одни обращались к изучению способов социализации для объяснения формирования политических позиций взрослого населения, другие предложили такие социологические модели, которые, например, показывали взаимовлияние различных социальных слоев.
Как свидетельствуют приведенные примеры, концептуализация может осуществляться на разных уровнях. При рассмотрении на самом высоком уровне абстракции такой феномен, как политическая нестабильность, будет включать, очевидно, такие общие переменные, как распределение собственности (давняя гипотеза, первоначально сформулированная Токвилем). Проблема легитимности, например, может включать такие факторы, как зависимость между социально-экономическим и политическим развитием, степень культурного согласия, бремя политических требований. Равным образом исследование сущности парламентских демократий позволило бы установить другие определяющие факторы, такие как конституционная структура, природа правительственных коалиций, число и сплоченность политических партий.
Можно анализировать авторитарные системы с различных исходных позиций, делая акцент для одних стран на неразвитости средних классов, а для других — на слабом развитии технических средств коммуникации, процессах урбанизации и низком уровне образования. Предстоит ли нам теперь решить, какой вид объяснения является более правильным? Все они, несомненно, полезны и в то же время в какой-то степени ограничены. Чрезмерно абстрактные положения часто пренебрегают фактами, которые выявляются контекстуальными исследованиями; но в то же время контекстуальные исследования теряют приобретенную информацию при рассмотрении широкомасштабных или долгосрочных явлений. С. Новак указал на эти несоответствия, которые могут создать разрыв между фундаментальными и прикладными сравнительными исследованиями: «Чем более мы стремимся выявить переменные и связи, которые представляются важными на уровне международных исследований, тем больше вероятность того, что полученные формулировки и теоретические обобщения будут слишком мало значить с точки зрения специфических проблем отдельного государства». Политики не проявят интереса к такого рода открытиям, но ученые не имеют права пренебрегать любым уровнем исследований, поскольку все точки зрения являются полезными и дополняют друг друга.
В зависимости от той цели, которую ставит перед собой ученый, формулирующий какое-либо правило, масштабы его интересов могут значительно меняться. В промежутке между двумя крайними позициями, где на одном — парадигма, а на другом — описание без объяснения, располагаются те теоретические конструкции, которые Р. Мертон называет «теориями среднего уровня»: эти «теории являются промежуточным звеном между мелкими рабочими гипотезами, в изобилии рождающимися в процессе повседневной исследовательской практики, и всеобъемлющими размышлениями, включающими главную концептуальную схему, на основе которой объясняется существование большого числа эмпирически наблюдаемых проявлений единообразия социально го поведения».
Каждый используемый социальными науками метод, позволяющий вырабатывать правила, ограничен определенными рамками. Очень долго политологи, особенно в Европе, проводили свои исследования в рамках строгих методологических схем, что, несомненно, позволило им лучше оценить роль и влияние различных политических институтов. Но оставляя без внимания те социальные силы, которые влияют на властные функции, эти ученые «не принимали в расчет неполитические детерминанты политического доведения и, следовательно, неполитические основы правительственных институтов». С другой стороны, бихевиористский подход к политическим явлениям не учитывает решающую роль, принадлежащую этим институтам.
Исследователи, признававшие главенствующую роль социальных сил в истории, иногда оказывались втянутыми в область чистой теории. Угасание некоторых течений марксистского толка служит тому печальным примером. Но следует также обратить критические замечания и в адрес функционалистов; они также подвержены искушению превратить все многообразие явлений в не поддающиеся проверке абстракции. Исторический метод доказал свою способность продемонстрировать, как постепенно формируются политические институты — в процессе смены многих этапов и под воздействием многих факторов. Но исторический анализ должен быть преобразован в асинхронные сравнительные исследования для того, чтобы обеспечить, например, понимание главных особенностей развития Европы в девятнадцатом столетии. Так, методом количественной оценки можно точно проанализировать взаимосвязи между политическими явлениями, которые в течение длительного времени лишь намечались. Но количественные методы имеют свои собственные недостатки. Необходимость получить убедительные данные может повлиять на поставленные вопросы и ограничить объективность восприятия исследователя. Б.деЖувенель справедливо осудил подобный «новый фатализм», который все явления объясняет долей валового национального продукта на душу населения.
Чтобы добиться максимальной надежности результатов, социальные ученые стремятся выйти за рамки тривиального сравнения, чтобы обеспечить большую точность информации и используемых данных, дать количественную оценку всему, что поддается такой оценке. Но нельзя забывать, что техническое усложнение методов сравнения не может быть самоцелью. Развитие технических средств исследования и расширение сферы сравнения должно сопровождаться усовершенствованием сравнительной методологии, эпистемологическим осмыслением и тщательной формулировкой понятий, способных впитать, упорядочить и придать смысл потоку информации. Без этого всякий технический прогресс, достигнутый на уровне сбора или компьютерной обработки данных, окажется бесполезным.