Science Index

Социальные сети

 

ДемократияДемократия

Конспект лекций

 

Определение

В наиболее общем значении понятие демократия (происходящее от двух греческих слов dеmos – народ и krátos – власть) определяется как власть народа, народовластие, как форма правления, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Авраам Линкольн трактовал демократию как правление народа, осуществляемое самим народом и для народа – government of the people, by the people, for the people.

 

Генезис и исторические формы демократии

Родоплеменная демократия.

Общинная демократия.

Военная демократия.

Полисная модель демократии.

Республиканская традиция средневековых городов-государств.

  

Теория общественного договора и идейные истоки демократии

По мнению Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо и других представителей европейского просвещения, общественный договор — механизм выхода общества из естественно-природного состояния к государственному, предполагающий, что индивиды добровольно учреждают государство и взамен абсолютной свободы получают подкрепленные силой и авторитетом последнего гарантии безопасности для себя и своей собственности. При этом общественный договор интерпретируется, скорее, не как реальный исторический акт, а как логический конструкт, допущение, призванное подчеркнуть условия легитимности власти и преимущества государственно-оформленного бытия в цивилизации. В результате акцент смещается от идеи историчности общественного договора к убеждению в договорности вообще отношений в обществе и государстве, а сам общественный договор приобретает статус перманентно возобновляющегося процесса легитимизации государственной власти, которая, тем самым, своей основой имеет не силу, а подчиненный обществу правовой фундамент.

  

Социально-политические реалии Европы XVII – XIX вв. и становление демократий

Подробнее: Анкерсмит Ф. Репрезентативная демократия

 

Демократический метод Й. Шумпетера

Йозефов Шумпетер проводил различие между классической доктриной демократии, основанной на общем благе и воле наро­да и при которой избиратель наделен властью принимать политичес­кие решения, и теорией демократии, где решение проблем избирате­лями является вторичным по отношению к избранию тех, кто будет принимать решения.

Й Шумпетер писал, что в классической теории демократии «выбор представителей вторичен но отношению к первичной цели демократического устройства, а именно: наделить избирателей властью принимать политические решения. Предположим, мы поменяем роли этих двух элементов и сделаем решение проблем избирателями вторичным но отношению к избранию тех, кто будет принимать решения. Другими словами, будем считать, что роль народа состоит в создании прави­тельства или посреднического органа, который в свою очередь формирует национальный исполнительный орган или правительство».

Демократический метод – это такое институциональное устройство для принятия политических решений, в котором индивиды приобретают власть принимать решения путем конкурентной борьбы за голоса избирателей.

Подробнее:

Шумпетер Й. Другая теория демократии

 

Модели демократии

Подробнее: Голосов Г. В. Сравнительная политология. СПб, 2001. С. 92–99.

 

Либеральная демократия

Критерии демократического процесса по Роберту Далю

Эффективное участие. Прежде чем политика ассоциации будет принята ее членами, все они должны иметь равные и действенные возможности для изложения своих взглядов на существо этой по­литики другим членам ассоциации.

Равное голосование. К тому моменту, когда принимается реше­ние относительно политики ассоциации, всем ее членам должны быть предоставлены равные и реальные возможности для голосо­вания, причем все голоса имеют одинаковую силу.

Понимание, основанное на информированности. В пределах разум­ного каждый член ассоциации должен получить равные и реаль­ные возможности для ознакомления с политическими альтерна­тивами и их вероятными последствиями.

Контроль за повесткой дня. Члены ассоциации должны иметь эксклюзивные возможности для принятия решения относительно того, какие вопросы и в каком порядке подлежат обсуждению. Та­ким образом, демократические процедуры, предусмотренные тре­мя предшествующими критериями, ими не исчерпываются. Поли­тика ассоциации всегда открыта для перемен, если таковых требу­ют ее члены.

Участие совершеннолетних. Все резиденты или по крайней мере большая их часть, достигшие совершеннолетия, должны в пол­ной мере обладать гражданскими правами, предусмотренными пер­выми четырьмя критериями.

 

Критерии либеральной демократии по Ларри Даймонду

Реальная власть принадлежит — как фактически, так и в соответствии с конституционной теорией — выборным чиновникам и назначаемым ими лицам, а не свободным от контроля [со стороны общества] внутренним акторам (например, военным) или зарубежным державам.

Исполнительная власть ограничена конституционно, а ее подотчетность обеспечивается другими правительственными институтами (независимой судебной властью, парламентом, омбудсменами, генеральными аудиторами).

В либеральной демократии не только не предопределены заранее результаты выборов, не только при проведении последних велика доля оппозиционного голосования и существует реальная возможность периодического чередования партийку власти, но и ни одной придерживающейся конституционных принципов группе не отказано в праве создавать свою партию и принимать участие в избирательном процессе (даже если "заградительные барьеры" и другие электоральные правила не позволяют малым партиям добиваться представительства в парламенте).

Культурным, этническим, конфессиональным и др. меньшинствам, равно как и традиционно дискриминируемым группам большинства не запрещено (законом или на практике) выражать собственные интересы в политическом процессе и использовать свои язык и культуру.

Помимо партий и периодических выборов, имеется множество других постоянных каналов выражения и представительства интересов и ценностей граждан. Такими каналами являются, в частности, разнообразные автономные ассоциации, движения и группы, которые граждане свободны создавать и к которым вправе присоединяться.

В дополнение к свободе ассоциации и плюрализму, существуют альтернативные источники информации, в т. ч. независимые средства массовой информации, к которым граждане имеют неограниченный (политически) доступ.

Индивиды обладают основными свободами, включая свободу убеждений, мнений, обсуждения, слова, публикации, собраний, демонстраций и подачи петиций.

Все граждане политически равны (хотя они неизбежно различаются по объему находящихся в их распоряжении политических ресурсов), а упомянутые выше личные и групповые свободы эффективно защищены независимой, внепартийной судебной властью, чьи решения признаются и проводятся в жизнь другими центрами власти.

Власть закона ограждает граждан от произвольного ареста, изгнания, террора, пыток и неоправданного вмешательства в их личную жизнь со стороны не только государства, но и организованных антигосударственных сил.

 

Значение демократии

Поппер К. Демократия

Линдблом Ч. Две модели

 

Литература

Даль Р. О демократии. М., 2000.

 

Подробнее: Раздел сайта «Демократия»